Выбор профессии не всегда происходит гладко. Здесь возможны промахи и ошибки. Мысли о будущей профессии обычно приходят рано: то хочется быть военным или космонавтом, то учителем или артистом. Однако для этого необходимы определенные способности. Иногда, сформировав еще в детстве романтический образ профессии, возможно очень отдаленный от реальности, подросток сосредоточивается не на углубленном знакомстве с ней по литературе, произведениям искусства, практических попытках приобщиться к ней, а на пустых декларациях по этому поводу. Интерес как бы только провозглашается, но не пробуждает усилия в практическом направлении к ее реализации. К сожалению, подобная ситуация нередко создает только иллюзию выбора профессии.
Подростки, как и их родители, часто даже не подозревают о факторах, определяющих впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека. Для правильного выбора профессии подросток и его родители должны располагать информацией, как можно более полно отражающей определенные факторы.По мнению академика Е.А. Климова, можно выделить следующие компоненты, играющие важную роль при выборе профессии: информированность подростка; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план.
Необоснованность намерений учащихся может быть вызвана разными причинами. Чаще всего — это слабая информированность о профессиях, рынке труда и рассогласованность факторов профессионального выбора. Необоснованные профессиональные намерения могут сформироваться в результате отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображений престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.
При выборе профессии наиболее часто встречаются следующие ошибки:
- Выбор профессии «за компанию» Часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет — уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа».
- Увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть. Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину.
- Перенос отношения человека на саму профессию. Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых его семьи есть один геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив в вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд геолога не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. Интерес к незнакомому с его рассказами был ошибочно принят за интерес к профессии.
- Отождествление учебного предмета с профессией. Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.
А еще часто бывает так, что стирается граница между интересом к учебному предмету и к человеку, который этот предмет преподает. Понравился какой-то учитель в школе — нравится и предмет. Если такой интерес принимается за склонность к профессии — велик риск ошибки.
- Выбор исключительно по признаку престижности. Например, некоторые молодые люди выбирают, основываясь на этом признаке, экономическое образование. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ей заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, непрестижно.
На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично.
- Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо. «Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил – ну ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!». Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности, не предъявляющих столь жесткие требования к устной речи, этот человек вполне мог бы добиться успехов.
- Недостаточный учет своих способностей. При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности.
- Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму, и человека.
Исторически проблема выбора профессии имеет два решения, которые французский психолог А. Леон назвал диагностическим и воспитательным. Первый —диагностический — сводит выбор человеком профессии к определению его профессиональной пригодности. Психолог-консультант при помощи специальных методов определяет способности человека и путем сопоставления их с требованиями к профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии. А. Леон считает такой метод механическим. В его основе лежит взгляд на способности как на постоянные, неизменные, стабильные образования, мало подверженные влияниям среды и развитию. Человеку, выбирающему профессию, отводится пассивная роль, активным является консультант, делающий прогноз.
Второй подход — воспитательный — направлен на подготовку человека к будущей профессиональной жизни, на его самоопределение. Основное значение в нем придается изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности. Психологи, придерживающиеся данного метода выбора профессии, гораздо меньше уделяют внимания тестовым испытаниям и признают необходимость лучше подготовить человека к вхождению и изменению в самой профессиональной деятельности. Однако и здесь недооцениваются собственная активность человека, возможности его самоопределения, саморазвития и самовоспитания. Решение проблемы выбора профессии возможно только при ее комплексном рассмотрении. Оба подхода представляют собой звенья одной цепи: сначала следует определить способности человека и затем помочь ему в подготовке к будущей профессии.
Рассматривая соотношение способностей и требований к профессии, Е.А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности:
1-я — непригодность человека к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой;
2-я — годность к той или иной профессии или их группе. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний;
3-я — соответствие способностей человека данной области деятельности: нет противопоказаний, а имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий;
4-я — призвание к данной профессиональной области деятельности — высший уровень профессиональной пригодности человека как труженика. Она характеризуется тем, что во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки его соответствия требованиям к данной деятельности.
Иногда человек принимает кажущееся за реальность и, обманутый своими же предположениями, не достигает того, что могло бы обеспечить ему наибольший успех и наивысшее удовлетворение. В рассказе «Тест» писатель-фантаст Михаил Веллер пишет, что в будущем склонность к той или иной профессии станут определять уже в шестилетнем возрасте. Для этого, по мнению автора, будут созданы специальные комиссии для определения его профессиональной пригодности.
Герой рассказа Генка не боялся процедуры определения его будущей профессии, так как «он знал, что будет моряком. Его комната была заставлена моделями парусников и лайнеров. Он знал даже немного старинный флажковый семафор и морзянку. И умел ориентироваться по компасу».
Но в ходе проведения тестирования специалисты выявили у героя определенные противопоказания к профессии, о которой он мечтал. Бесстрастная комиссия и объективный компьютер определили, что по своим способностям он пригоден совсем к иному — к профессии резчика по камню или архитектора.
Такой вывод вызвал у Генки шок. Он решил не отступать от своей мечты. Несмотря на все усилия старших, он добился своего: ему была предоставлена возможность получить полюбившуюся специальность. Мальчику пришлось проявить много мужества и упорства. Удача ему сопутствовала, и через много лет он стал капитаном — наставником флотилии. Но в свободное от морских походов время он любил посещать выставки, галереи, рассматривать исторические памятники архитектуры. Однажды, сойдя на берег в одном из портов нашей страны, Генка, теперь уже Геннадий Иванович, увидел необыкновенный по красоте и гармонии архитектурный ансамбль. Услышав фамилию зодчего, капитан вспомнил мальчишку, с которым вместе проходил комиссию и у которого результаты тестирования были несколько худшими, чем у него самого. «Я лучший капитан пароходства, — сказал капитан и закурил. И только холодок печали звенел, как затерянный в ночи бубенчик».
Описанная ситуация интересна не своей фантастичностью, а наоборот, близостью к реальной жизни. В жизни человек не раз сталкивается с тем, что ему советуют выбрать профессию, к которой не лежит душа, или отговаривают от того, к чему она так стремится. С другой стороны, неправильно выбранная профессия, пусть даже и очень престижная, не приносит человеку счастья, не дает возможности реализовать себя. В его жизни нередко возникают внутренние сомнения, переживания из-за нереализованных способностей.
Обучение и труд должны нести удовлетворение от преодоления трудностей и достижения цели, радость формирования себя как профессионала. Когда требования профессии и возможности человека совпадают, то профессиональный путь не столь тернист, а приоритетами в деятельности становятся мотивы творчества. И тогда в мире появляется личность, раздвигающая горизонты своей отрасли, определяющая пути развития конкретной сферы общественной практики на многие десятилетия вперед, и просто счастливый человек.
Таким образом, слишком рано принятое решение, вызванное стремлением подражать кому-нибудь, желанием стать известным, как герои фильмов или книг, но не поддержанное реальными возможностями и рациональным расчетом, может стать источником разочарований, последующих сложностей как в профессиональной, так и в личностной сферах.
Как показали исследования, специальные термины, категории, содержащие знания о человеке, и требования, предъявляемые к нему в процессе труда, не понятны для большинства подростков, не наполнены для них конкретным содержанием. Оказалось, что только 47% опрошенных школьников относительно правильно передали содержание понятия «интересы», 34% были не в состоянии дать верное определение или уклонились от ответа. Понятие «способности» не смогли охарактеризовать 71% испытуемых, а определение понятия «темперамент» вызвало непреодолимые затруднения у 73% из них.
Естественно, что и осознание особенностей собственной личности у таких ребятбудет вызывать затруднение. Так, когда тех же испытуемых попросили оценить собственный темперамент, 90% из них уклонились от ответа; 42% — отказались оценить свои способности. Таким образом, сложности самовосприятия усугубляются отсутствием у испытуемых полноценного понятийного аппарата, необходимого для самопознания на уровне, отличающемся от обыденного сознания.
Приведенные данные убедительно свидетельствуют о потребности школьников в психологических знаниях, необходимости углубленного знакомства с основными понятиями, используемыми в литературе по вопросам выбора профессии, так как интуитивное освоение их содержания чревато досадными недоразумениями при последующем применении.
Иногда типичные ошибки оказываются связанными с недостаточным уровнем критичности. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. В таком случае проблема выбора как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.
Возможно, старшие не раз иронично высказывались о попытках молодых самим выбрать профессию. Как часто можно услышать такую фразу: «Какой из тебя инженер (летчик, конструктор), когда у тебя одни тройки по математике (физкультуре, черчению)?» Мы, конечно, не оправдываем учителей и родителей, которые стремятся в недостаточно тактичной форме подчеркивать просчеты и недостатки своего подопечного. Но можно понять и их. Ведь они с высоты своего опыта и совершенных ими самими ошибок пытаются уберечь его от очевидных просчетов и ничем не оправданных иллюзий. Взрослые могут подсказать, как приблизиться к желаемой профессии, что надо для этого сделать, изменить в себе, какие препятствия преодолеть. Стойкий интерес к определенной сфере практики ведет к формированию таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, упорство и самообладание.
Несмотря на важность наличия при выборе профессии индивидуальных способностей,в реальности большое значение<sup>;</sup> имеют и другие факторы и условия. Например, очень важными оказываются ответы на вопросы: «Кто должен сделать последний и решающий выбор?» и «Кто несет ответственность, если, выбор сделан неверно?» Несомненно, основная ответственность ложится на того, кто выбирает профессию. Чтобы не совершить ошибку, положившись полностью на мнение окружающих, молодые люди должны сами проявить высокую активность в приобретении информации о своей будущей профессии. Как говорится, под лежачий камень вода не течет. Если не быть любознательным и целеустремленным в мире профессий, то неправильный шаг неизбежен. Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.
Литература:
1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2005, с.20-28.
2. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, с 43-48.
3. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. Пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ. — Мн.: Бел. навука, 2000, с.19.