Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы, возможности.
· Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
· Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
· Рассматривайте выбор профессии не только с позиций материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
· Учитывайте личностные качества своего ребенка, которые необходимые ему в данной специальности.
· Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами.
· Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
· Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
· Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не кричите на него за это. Ошибку можно исправить.
· Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
· Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.
Рекомендации родителям по профориентации
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
Изучи глубже самого себя:
· разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
· Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
· Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
· Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
· Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
· Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
· Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК,ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
· что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
· что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
· что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
· что от него потребует работа и трудовой коллектив.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
· выбор профессии за компанию;
· перенос отношения к человеку на саму профессию;
· отождествление учебного предмета с профессией;
· ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
· неумение определить путь получения профессии.
2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
· незнание или недооценка своих физических особенностей;
· незнание или недооценка своих психологических особенностей;
· неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
· увлечение только внешней стороной профессии;
· предубеждение в отношении престижности профессии;
· незнание требований профессии к человеку;
· устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии