ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Малиновская
базовая школа Лоевского района»
_____________ Т.А. Чепего
«____» _____________ 2024г.
План работы
родительского университета
на 2024/2025 учебный год
Цель: оказание помощи родителям в организации самообразования, выработка умений и навыков по воспитанию детей
Задачи:
- установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи;
- предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
- обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- повышение правовой культуры родителей учащихся
Направления работы «родительского университета»:
- формирование педагогических знаний и культуры родителей;
- предупреждение и профилактика нарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- пропаганда здорового образа жизни;
- правовое образование родителей;
- вовлечение родителей и общественности в образовательный процесс.
Формы работы:
- семинар - практикум;
- диспут;
- социально-психологический тренинг;
- социально-психологический практикум;
- диалоговая площадка;
- семинар-практикум;
- конференция;
- консультация.
Периодичность работы "Родительского университета"
- один раз в четверть;
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
1-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
лекция |
октябрь |
Романова М.В, классный руководитель |
2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
беседа |
декабрь |
Романова М.В., классный руководитель |
3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
круглый стол |
март |
Романова М.В., классный руководитель |
4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Занятие с элементами тренинга |
май |
Романова М.В., классный руководитель |
2-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
семинар-практикум |
октябрь |
Журавская И.А., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
круглый стол |
декабрь |
Журавская И.А., классный руководитель |
3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
лекция |
март |
Журавская И.А., классный руководитель, Мельникова А.В., педагог социальный |
4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
дискуссия |
май |
Журавская И.А., классный руководитель |
3-ий класс |
||||
1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
беседа |
октябрь |
Дегтярева Н.В., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
семинар-практикум |
декабрь |
Дегтярева Н.В., классный руководитель |
3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
беседа |
март |
Дегтярева Н.В., классный руководитель, Мельникова А.В., педагог социальный |
4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
семинар - практикум |
май |
Дегтярева Н.В. классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
4-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. |
лекция |
октябрь |
Глезова В.М., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
круглый стол |
декабрь |
Глезова В.М., классный руководитель; Мельникова А.В., педагог социальный |
3 |
Тема 1. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
круглый стол |
март |
Глезова В.М., классный руководитель |
4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
дискуссия |
май |
Глезова В.М., классный руководитель |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
5-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
семинар-практикум |
октябрь |
Дробуш Г.В., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
беседа |
декабрь |
Дробуш Г.В., классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
лекция |
март |
Дробуш Г.В., классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
круглый стол |
май |
Дробуш Г.В., классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
6-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
беседа |
октябрь |
Майорова Г.А., классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
семинар - практикум |
декабрь |
Майорова Г.А., классный руководитель; Мельникова А.В., педагог социальный |
3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
круглый стол |
март |
Майорова Г.А., классный руководитель; Мельникова А.В., педагог социальный |
4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Б еседа |
май |
Майорова Г.А., классный руководитель; Мельникова А.В., педагог социальный |
7- ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
лекция |
октябрь |
Масло С.А., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
круглый стол |
декабрь |
Масло С.А., классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
занятие с элементами тренинга |
март |
Масло С.А., классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
семинар-практикум |
май |
Масло С.А., классный руководитель |
8-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
лекция |
октябрь |
Протасова Е.С.., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
семинар - практикум |
декабрь |
Протасова Е.С., классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
семинар-практикум |
март |
Протасова Е.С., классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
круглый стол |
май |
Протасова Е.С., классный руководитель Мельникова А.В., педагог социальный |
9-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
лекция |
октябрь |
Крус И.Н., классный руководитель |
2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
занятие с элементами тренинга |
декабрь |
Крус И.Н., классный руководитель,
Мельникова А.В., педагог социальный |
3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
беседа |
март |
Крус И.Н., классный руководитель,
Мельникова А.В., педагог социальный |
4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
семинар-практикум |
май |
Крус И.Н., классный руководитель,
Мельникова А.В., педагог социальный |
Заместитель директора по УВР Е.К.Котова