ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственное учреждение образования «Малиновская базовая школа Лоевского района» создано как Учреждение образования «Малиновская общеобразовательная базовая школа Лоевского района», зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 23 мая 2006 г. № 442 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 490425808, переименовано в государственное учреждение образования «Малиновская базовая школа Лоевского района» решением Лоевского районного исполнительного комитета от 14 ноября 2011 г. № 871, реорганизовано в государственное учреждение образования «Малиновский детский сад – базовая школа Лоевского района» путем присоединения государственного учреждения образования «Малиновский детский сад» к государственному учреждению образования «Малиновская базовая школа Лоевского района» решением Лоевского районного исполнительного комитета от 9 июня 2014 г. № 490, переименовано в государственное учреждение образования «Малиновская базовая школа Лоевского района» решением Лоевского районного исполнительного комитета от 8 августа 2022 г. № 521.
Устав утвержден в новой редакции в связи с изменением большинства его положений.
2. Государственное учреждение образования «Малиновская базовая школа Лоевского района» (далее – Школа) является государственным учреждением образования, обеспечивающим получение дошкольного и общего базового образования.
3. Школа создана в форме учреждения на основе государственной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета. Имущество Школы, распоряжение которым, в соответствии с законодательством, осуществляет Лоевский районный Совет депутатов (далее – Собственник), принадлежит Лоевскому району и закрепляется за Школой на праве оперативного управления.
Учредителем Школы является Лоевский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
Органом государственного управления Школой является отдел образования, спорта и туризма Лоевского районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган).
4. Школа является юридическим лицом, несет самостоятельно ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет самостоятельный баланс.
5. Школа имеет печать с изображением Государственного Герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием, расчетный счет в банке.
6. В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Указами Президента Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Уставом.
7. Место нахождения Школы: 247104, Гомельская область, Лоевский район, аг. Малиновка, ул. Молодежная, д. 21 (здание школы), ул. Молодежная, д. 29 (здание детского сада).
7.1. Юридический адрес Школы: 247104, Гомельская область, Лоевский район, аг. Малиновка, ул. Молодежная, д. 21.
8. Полное наименование: Школы
на русском языке – Государственное учреждение образования «Малиновская базовая школа Лоевского района»;
на белорусском языке – Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Малінаўская базавая школа Лоеўскага раёна».
Сокращенное наименование Школы:
на русском языке – Малиновская базовая школа Лоевского района;
на белорусском языке – Малінаўская базавая школа Лоеўскага раёна.
9. Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛИ
ШКОЛЫ
10. Предметом деятельности Школы является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.
11. Виды деятельности Школы:
85100 – дошкольное образование;
85310 – общее среднее образование;
85510 – образование в области физической культуры, спорта и отдыха;
93110 – деятельность физкультурно-спортивных сооружений;
93290 – прочая деятельность по организации отдыха и развлечений;
01192 – выращивание цветов;
01139 – выращивание прочих овощей: бахчевых, корнеплодных, клубнеплодных культур.
Код вида деятельности указан в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85.
Отдельными видами деятельности, определенными законодательством Республики Беларусь, Школа может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Учреждение образования имеет право оказывать следующие платные дополнительные услуги:
дополнительная подготовка (сверх учебного плана) детей к обучению в начальной школе, воспитание и обучение на дому по программе дошкольного образования;
проведение занятий в объединениях по интересам сверх учебных планов, реализуемых в учреждениях основного и дополнительного образования;
репетиторство (консультативные услуги) по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам, курсам;
дополнительное (сверх установленных учебными планами часов) обучение по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам, курсам;
изучение (сверх установленных учебными планами) дополнительных учебных дисциплин, курсов.
12. Основной целью Школы является: реализация государственных образовательных стандартов дошкольного образования, общего базового образования, формирование образованной, социально, духовно и морально зрелой, творческой личности, воспитание гражданина Республики Беларусь, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, привитие навыков здорового образа жизни.
А также Школа:
строит свои взаимоотношения с семьей по вопросам обучения и воспитания детей на принципах сотрудничества;
взаимодействует с учреждениями внешкольного воспитания и обучения, государственными организациями охраны здоровья, учреждениями культуры, спорта, добровольными товариществами, юридическими и физическими лицами;
поддерживает деятельность молодежных и детских общественных организаций, которые не противоречат законодательству Республики Беларусь.
В Школе запрещается создание и деятельность политических партий, религиозных организаций, других общественных объединений, которые имеют политические цели.
13. Обучение в Школе осуществляется на белорусском языке. Изучение белорусского, русского и одного иностранного (немецкий) языков в Школе является обязательным, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития.
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЫ
14. Школа имеет право на проведение экспериментальной и инновационной работы по определенным направлениям своей деятельности в установленном Министерством образования Республики Беларусь порядке.
14.1. Обучение в Школе состоит из следующих уровней: дошкольное образование, общее базовое образование.
Срок получения дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или усмотрению законных представителей воспитанников.
Общее базовое образование включает в себя две ступени:
I ступень – начальное образование (1-4 классы);
II ступень – базовое образование (5-9 классы).
14.2. Дошкольное образование обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка, раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
14.3. Начальное образование (1 ступень) – срок получения образования 4 года, является частью обязательного базового образования. Обучение на этой ступени обеспечивает развитие личности учащегося, формирование его первоначальных взглядов на природу, человека, общество. В процессе обучения учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, чтения, письма, счета, овладевают элементами теоретического мышления, художественно-эстетической, практической деятельности, культуры речи и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.
14.4. Общее базовое образование (1-2 ступени) – срок получения образования девять лет, является обязательным. Его получение необходимо для завершения общего базового образования в учреждении, а также в учреждениях, которые обеспечивают получение профессионально-технического образования, и в учреждениях, которые обеспечивают получение среднего специального образования.
Обучение на 1-2 ступенях обеспечивает усвоение основ наук, дальнейшее становление личности ученика, развитие его способностей и склонностей, формирование научного мировоззрения, овладение специальными культурными, моральными нормами и правилами.
15. Обучение на 2-ой ступени осуществляется с учетом образовательных запросов учащихся.
16. На базе Школы для детей с особенностями психофизического развития открываются классы интегрированного обучения (с согласия родителей, на основании заключения государственного учреждения образования «Лоевский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»).
17. В целях индивидуализации и дифференциации учебного процесса по желанию учащихся и их законных представителей могут
осуществляться факультативные занятия для учащихся 1-9 классов.
18. Базовый уровень овладения знаниями в Школе в рамках требований государственного образовательного стандарта общего базового образования определяются учебными планами и учебными программами, которые утверждены Министерством образования Республики Беларусь.
19. В Школе для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся 1-9 классов.
В соответствии с требованиями санитарных норм и правил в группах продленного дня организуется 2-х разовое питание учащихся.
20. Школа имеет библиотеку, учебные мастерские, учебно-опытный участок, столовую деятельность которых осуществляется в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
21. Медицинское обслуживание воспитанников и учащихся осуществляется медицинскими работниками учреждения здравоохранения, которые обеспечивают контроль за состоянием здоровья воспитанников и учащихся, осуществляют проведение лечебно-профилактических мероприятий, контроль выполнения требований санитарных норм и правил в части организации образовательного процесса, участвуют в гигиеническом воспитании и формировании навыков здорового образа жизни воспитанников и учащихся.
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ
22. Непосредственное управление образовательным процессом Школы осуществляется директором и его заместителями по учебной и воспитательной работе. Они организуют контроль за выполнением нормативных правовых актов Республики Беларусь, решений республиканских органов управления образования и распорядительных органов.
23. Директор Школы назначается и освобождаются от занимаемой должности отделом образования, спорта и туризма Лоевского районного исполнительного комитета.
23.1. Заместители директора по учебной и воспитательной работе назначаются и освобождаются от занимаемой должности директором.
24. Основным органом самоуправления учреждения образования является педагогический совет, возглавляемый директором.
Директор без доверенности действует от имени и в интересах Школы.
В учреждении образования создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.
Директор имеет следующие права и обязанности:
осуществлять руководство Школой в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом Школы;
принимать и увольнять в установленном порядке педагогических и других работников;
распределять объем педагогической, учебной и организационно-воспитательной работы среди педагогических работников;
приобретать, арендовать и заказывать необходимое Школе оборудование, другие материальные ресурсы у юридических и физических лиц по безналичному расчету;
устанавливать надбавки и осуществлять материальное и моральное поощрение работников;
обеспечивать системную образовательную, воспитательную и административно-хозяйственную, производственную работы Школы;
определять стратегию, цели и задачи развития Школы, планировать его работу;
совместно с педагогическим советом Школы осуществлять разработку, утверждение и внедрение программ развития Школы, учебных планов, курсов, дисциплин, Устава и правил внутреннего распорядка Школы;
руководить работой педагогического совета, организовывать контроль за выполнением его решений;
решать научно-методические, учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы;
планировать, координировать и контролировать работу структурных подразделений, педагогических и других работников Школы;
определять должностные обязанности работников в соответствии со штатным расписанием, трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками;
создавать условия для повышения их профессионального мастерства, использования ими новых форм и методов обучения, воспитания и хозяйствования, участия в экспериментальной и исследовательской деятельности;
поощрять и стимулировать творческую инициативу работников, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе,
формировать и обеспечивать сохранность контингента учащихся (воспитанников) и их социальную защиту;
выбирать и быть избранным в органы самоуправления;
обеспечивать эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими);
содействовать деятельности учительских (педагогических) организаций, методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенных законодательством Республики Беларусь;
обеспечивать рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников;
нести ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод учащихся (воспитанников) и работников Школа во время образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;
обеспечивать необходимые условия для работы медицинских учреждений, контроль за их работой в целях укрепления и охраны здоровья учащихся (воспитанников) и работников;
заключать договоры с организациями и физическими лицами на выполнение разных видов работ (услуг) с осуществлением хозяйственной деятельности в Школе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
25. Директор в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом, распоряжается имуществом, в том числе средствами Школы, и несет персональную ответственность за его эффективное использование, охрану прав, жизни и здоровья учащихся, условий труда всех работников.
26. Директор несет ответственность за качество работы Школы в соответствии с законодательством Республики Беларусь, издает приказы и указания, выполнение которых является обязательным для работников и учащихся.
27. Заместители директора по учебной и воспитательной работе осуществляют управление учебно-воспитательной и методической работой в соответствии со своими служебными обязанностями заместителя директора по учебной и заместителя директора по воспитательной работе.
Заместители директора имеют право выбирать и быть избранным в органы самоуправления.
28. В Школе могут образовываться органы самоуправления: попечительский совет, действие которых осуществляется в соответствии с положениями, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
29. В Школе создается педагогический совет, который является органом самоуправления учреждения образования, в его состав входят все педагогические работники.
30. В Школе из числа законных представителей обучающихся создается родительский комитет, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о родительском комитете учреждения общего базового образования, иными актами законодательства, уставом учреждения образования.
31. Учредитель принимает решение о создании и прекращении деятельности Школы, утверждает Устав, а также вносит изменения и дополнения к нему.
32. Решения по вопросам, не относящимся к компетенции директора и педагогического совета, единолично принимаются учредителем и оформляются письменно.
ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
33. Образовательный процесс в Школе организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
34. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.
35. Образовательный процесс при обучении и воспитании на І и ІІ ступенях общего базовего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю с возможной организацией факультативных занятий для учащихся 5-9 классов в субботний день и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения.
36. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего базового образования осуществляется на базовом, повышенном уровнях.
Базовый уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по этому учебному предмету.
37. Учащиеся с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом Школы.
38. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие.
39. Продолжительность уроков в 1 классе Школы – 35 минут, во 2-9 классах – 45 минут.
40. Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием учебных занятий, которое утверждается директором Школы. Продолжительность перерывов между занятиями определяется исходя из конкретных условий труда, необходимостью обеспечения организации питания учащихся и их отдыха в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
41. Наполняемость классов устанавливается следующая:
1-4 классы – не более 25 учащихся;
5-9 классы – 25 учащихся.
Наполняемость группы продленного дня составляет 20-25 учащихся.
42. Школа создает условия для проведения организационно-воспитательной работы, работы в объединениях по интересам, работы общественных организаций (объединений) работников и учащихся. Организационно-воспитательная работа осуществляется в соответствии с планами и программами обучения, которые утверждаются Школой. Работа в объединениях по интересам организуется в соответствии с Уставом Школы.
43. Деление классов при проведении уроков по учебным предметам, а также занятий практического характера (лабораторные и практические работы, практикумы, семинарские занятия), проведение индивидуальных занятий по профильным дисциплинам в Школе устанавливается учебными планами, которые утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
44. Получение общего базового образования в Школе сопровождается текущей, промежуточной и заканчивается (за исключением детей с интеллектуальной недостаточностью) итоговой аттестацией.
45. Порядок приема, перевода, исключения и выпуска учащихся, их аттестация, организация выпускных экзаменов осуществляется в порядке, который установлен Министерством образования Республики Беларусь.
Запрещается отчисление из Школы обучающихся, которые не имеют общего начального и общего базового образования, по причине их неуспеваемости.
46. В 1 и 2 классах используется словесная качественная оценка результатов учебной деятельности учащихся. В 3-9 классах результаты учебной деятельности оцениваются в баллах.
Учащимся 3-9 классов выставляются промежуточные за четверть (или полугодие) и годовые отметки по поведению (примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное).
47. В 3-9 классах учащиеся ведут дневники, в которых записываются их текущие, промежуточные, годовые отметки, замечания учителей, директора и его заместителя. Образец дневников для 3-4 и 5-9 классов утверждается
Министерством образования Республики Беларусь.
48. Обучение детей с особенностями психофизического развития и детей-инвалидов может организовываться в интегрированных
классах Школы, на дому, по индивидуальным учебным планам.
Обучение таких детей осуществляется в соответствии с нормативными
правовыми актами Республики Беларусь.
49. Школа может предоставлять учащемуся по заявлению его законных представителей возможность получить общее начальное, общее базовое образование на дому при наличии соответствующих условий, по согласованию с отделом образования, спорта и туризма Лоевского районного исполнительного комитета, при сохранении возможностей на любом этапе обучения продолжить образование в Школе в соответствии с результатами аттестации.
50. Решение об обучении учащегося на дому по одному, нескольким или всем учебным предметам соответствующего класса и его аттестации принимается педагогическим советом Школы и утверждается приказом директора. В приказе указываются учебные предметы (предмет), срок обучения, учебные программы (программа) для самостоятельного усвоения, формы проведения аттестации за четверть (или полугодие) или за год.
51. Учащийся, который учится самостоятельно на дому, освобождается от посещения уроков по учебным предметам (предмету) на протяжении установленного срока и числится в списках контингента учеников Школы. В классном журнале в графах о посещении учащимися занятий по учебным предметам (предмету) делается соответствующая запись.
52. Обучение учащегося на дому может быть остановлено решением педагогического совета Школы по его заявлению, заявлению его законных представителей, ходатайстве учителя или директора Школы, когда при прохождении промежуточной аттестации за четверть (или полугодии) или за год учащийся не подтверждает необходимый уровень знаний.
53. Решение педагогического совета в недельный период доводится до сведения учащегося и его законных представителей, после чего учащийся в установленном порядке обязан посещать занятия в классе.
54. Педагогический совет на основании отметок, которые выставлены педагогическими работниками обучающемуся, который учится на дому, в конце учебного года принимает решение о переводе его в следующий класс или повторном обучении в том же классе. В последнем случае учащийся лишается права на обучение на дому.
Учащиеся выпускных классов, которые обучались на дому, сдают выпускные экзамены вместе с классом в период проведения их в Школе. Выдача документов об образовании осуществляется на общих условиях.
55. Школа может предоставить учащемуся по его заявлению его законных представителей условия получения общего начального, общего базового образования по индивидуальным учебным планам без посещения или с посещением учащимся учебных занятий в Школе ускоренно (в короткий период обучения) по причине болезни, при выезде его заграницу, на спортивные сборы, оздоровление, лечение, переезд на новое местожительства и др.
Порядок предоставления учащемуся возможности обучения по индивидуальному плану или лишение ее, проведение промежуточной аттестации за четверть (или полугодие), за год и аттестации в выпускном классе такой же, как для обучения учащегося на дому.
Индивидуальный учебный план учащегося утверждается директором Школы одновременно с изданием приказа по этому вопросу. В случае ускоренного обучения в плане на каждый год указывается предмет (предметы), сроки аттестации и формы ее проведения.
56. Если учащийся до поступления в Школу или во время обучения на дому усвоил материал, предусмотренный учебной
программой соответствующего класса, педагогический совет на основании его заявления, заявления его законных представителей и результатов аттестации может рассмотреть вопрос о переводе его в следующий класс. В этом случае учащийся после двух недель обучения с начала учебного года проходит аттестацию с целью выявления уровня знаний и возможности обучения в соответствующем классе.
Аттестацию учащегося проводит комиссия, созданная директором Школы. Форма проведения аттестации определяется комиссией. Перевод обучающегося в следующий класс оформляется приказом директора на основании заключения комиссии. В классном журнале и другой документации Школы делается соответствующая запись.
57. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития в Школе осуществляется в классах интегрированного обучения в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь и организуется по учебным планам и программам соответствующего типа специальной школы для учащихся с особенностями психофизического развития. Эти учащиеся, кроме детей с интеллектуальной недостаточностью, получают общее базовое образование.
58. Получение общего базового образования завершается выпускными экзаменами, которые проводятся в соответствии с порядком, установленным Министерством образования Республики Беларусь. Перечень учебных предметов, сроки и формы проведения выпускных экзаменов в Школе каждый год определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Проведение выпускных экзаменов в сроки, не предусмотренные нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, осуществляется по ходатайству отдела образования, спорта и туризма Лоевского районного исполнительного комитета с разрешения Министерства образования Республики Беларусь.
59. Учащиеся, которые успешно окончили обучение и воспитание на ІІ ступени общего базового образования, получают свидетельство об общем базовом образовании, а учащиеся, которые добились особых успехов в обучении при примерном поведении, - свидетельство с отличием.
60. В рамках своей компетенции совет Школы может принимать решение о моральном стимулировании учащихся и их законных представителей за успехи в обучении и воспитании, участие в общественной деятельности.
ГЛАВА 6. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
61. Участниками образовательного процесса в Школе являются обучающиеся, педагогические работники, законные представители несовершеннолетних обучающихся.
62. Зачисление детей в садовую группу осуществляется при наличии следующих документов: заявление законных представителей воспитанников, свидетельство о рождении ребенка, медицинская справка о состоянии здоровья, направление в государственное учреждение образования.
63. В 1 класс Школы принимаются лица, которым исполнилось на 1 сентября соответствующего учебного года 6 и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в 1 класс лица, которому 6 лет исполнится в период с 1 сентября по 31 декабря соответствующего учебного года.
64. Школа не должна препятствовать переходу (переводу) учащегося в другое учреждение, если на это есть согласие последнего.
65. Прием на работу педагогических и других работников в Школу и их увольнение осуществляется ее директором в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
На педагогическую работу принимаются лица, которые имеют высшее или среднее специальное педагогическое образование.
К педагогической работе не допускаются лица, которым она запрещена решением суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые были осуждены за преступление.
ГЛАВА 7. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
66. Трудовые отношения работников в Школе регулируются трудовым договором (контрактом) в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.
Права и обязанности педагогических и других работников Школы определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании, другими нормативными правовыми актами, настоящим Уставом, служебными обязанностями. Служебные обязанности разрабатываются и утверждаются директором Школы на основании квалификационных характеристик.
67. Обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета осуществляет учитель, который имеет право:
самостоятельно определять методы, средства и формы обучения и воспитания учащегося при условии обеспечения выполнения учебного плана и программ;
на материальное и моральное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
выбирать и быть избранным в органы самоуправления.
68. Учитель обязан:
планировать образовательный процесс с учетом психологических особенностей личности и спецификой преподаваемого предмета;
реализовывать цели и задачи преподавания предмета в соответствии с государственными требованиями к содержанию обучения;
осуществлять оценку и анализ (диагностику) образовательного процесса, организовывая самооценку и самоанализ действия учащихся;
проводить внеклассную работу по предмету. Организовать трудовую, физкультурно-оздоровительную и художественно-творческую деятельность учащихся;
обеспечивать учебную дисциплину и режим посещения учебных занятий, выполнять требования техники безопасности, санитарно-гигиенического режима, осуществлять постоянную связь с другими членами педагогического коллектива, родителями учащихся и лицами, которые их заменяют;
принимать участие в работе педсовета;
систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
принимать участие в работе методических объединений и других формах методической работы, которая направлена на повышение качества педагогической работы;
приходить в Школу не позднее 15 минут до начала занятий и уходить не раньше 10 минут после окончания последнего урока;
учитель отвечает за качество обучения учащихся, уровень их знаний и воспитания;
на учителей в дополнение к основной работе приказом директора Школы может быть возложена ответственность за учебные кабинеты, мастерские, организацию общественно-полезной работы, а также ответственность за дежурство в выходные и праздничные дни на школьных дискотеках, вечерах отдыха и дискотеках в сельском доме культуры согласно графику;
из числа учителей Школы согласно графику назначаются дежурные по Школе. Дежурный учитель обязан приходить в Школу за полчаса до начала занятий, на протяжении всех перерывов следить за порядком, после уроков проверить классы и сдать дежурство дежурному администратору.
Объем учебной нагрузки и организационно-воспитательной работы учителя (с учетом выполнения обязанностей по классному руководству) определяется ежегодно в начале учебного года в установленном порядке. Из учителей Школы, учитывая пожелания учащихся и родителей, директор назначает классных руководителей.
69. Классный руководитель:
ведет в тесном сотрудничестве с другими учителями и общественными организациями воспитательную работу с учащимися своего класса;
добивается единых педагогических требований со стороны всех учителей, которые работают в классе, Школе, поддерживает отношения с родителями, с воспитателями групп продленного дня, инспекцией по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел Лоевского районного исполнительного комитета;
организует при необходимости своевременную помощь учащимся;
ведет установленную документацию по классу, предоставляет администрации Школы сведения об успеваемости, посещении и поведении учащихся, следит за состоянием и ведением их дневников.
70. Воспитательную работу с дошкольниками и учащимися в группе продленного дня ведут воспитатели.
Воспитатель обязан:
организовывать жизнь и действия коллектива воспитанников в соответствии со спецификой и режимом работы Школы;
изучать индивидуальные особенности, способности воспитанников, их семейные условия и на основании анализа помогать им включаться в полезную деятельность, к участию в объединениях, клубах по интересам, спортивных секциях;
формировать и развивать у воспитанников соответствующие их уровню
навыки культурного поведения. Учить практическим способностям выполнения правил личной гигиены, самообслуживанию;
вести пропаганду здорового образа жизни, содействовать предупреждению негативных качеств;
оказывать помощь воспитанникам в подготовке уроков, организовывать при необходимости консультации и дополнительные занятия;
принимать необходимые меры по созданию условий для содержательного проведения свободного времени;
планировать свою работу на принципах педагогического сотрудничества, гуманности и демократичности;
проявлять творческий подход к работе и инициативу. В соответствии с возрастными потребностями воспитанников обновлять содержание и формы деятельности;
сотрудничать с коллегами по работе, родителями, общественными организациями в интересах воспитанников;
планировать свою работу, вести необходимую документацию, участвовать в работе педсовета.
71. Работники Школы обязаны знать:
законы и нормативные документы по проблемам обучения и воспитания учащихся, основы педагогики, психологии, основные закономерности развития ребенка, возрастную физиологию, методику воспитательной работы.
72. Обучающийся:
72.1. Имеет право:
на образование в соответствии с образовательными стандартами;
на обучение на дому, а также на обучение по индивидуальному плану;
на правовую и социальную защиту в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
на выбор факультативных занятий в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом Школы;
на помощь педагогических работников в овладении знаниями;
на открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках проведения контрольных работ, обобщающих тестов, экзаменов;
на охрану жизни и здоровья в процессе обучения;
представлять Школу в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями;
выбирать и быть избранным в органы ученического самоуправления и самоуправления Школы;
принимать участие в распределении заработанных Школой денежных средств;
на оценку своей учебной и гражданской деятельности;
на участие в детских и молодежных общественных организациях (объединениях);
на уважение своего достоинства;
на пользование учебно-наглядным оборудованием, учебниками и учебными пособиями в установленном порядке;
72.2. Обязан:
старательно учиться, овладевать знаниями, практическими умениями и способностями, быть дисциплинированным, заботиться о чести класса, Школы, поддерживать ее традиции;
достойно вести себя, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие, человечность;
беречь родную природу и окружающий мир, их богатство и красоту;
быть ответственным за свое здоровье и здоровье окружающих;
подчиняться указаниям и приказам директора и его заместителей, требованиям педагогических работников Школы, решениям органов самоуправления Школы и ученического самоуправления, выполнять Устав Школы.
73. Законные представители обучающихся могут участвовать в управлении Школой, обязаны выполнять Устав Школы. Они несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
74. Обучающиеся Школы привлекаются к самообслуживанию и другим видам общественно-полезной деятельности с учетом возраста, физических возможностей, норм требований гигиены и охраны их здоровья.
75. Все мероприятия, проводимые в Школе, должны заканчиваться:
для учащихся 1-4 классов не позже 20 часов, для учащихся 5-9 классов не позже 22 часов.
76. Туристические походы, экскурсии проводятся под руководством работников Школы в сроки, утвержденные приказами директора с учетом целей маршрутов, возраста учащихся, состоянием их здоровья.
77. За высокие достижения в образовательном процессе, спорте, активное участие в общественной деятельности учреждения, района, примерное поведение по представлению учителей, органов ученического самоуправления, классных коллективов, обучающиеся могут поощряться директором Школы одним из следующих видов поощрений: благодарность, грамота, ценный подарок.
78. За нарушение Устава Школы на учащихся может быть наложено одно из следующих взысканий:
устное замечание классного руководителя (учителя);
устное замечание, выговор директора школы; замечание, выговор директора, объявленные в приказе и доведенные учащимся на общешкольной линейке или по школьному радио;
строгий выговор директора школы, объявленный в приказе и доведенный учащимся на общешкольной линейке или по школьному радио;
79. Физические наказания обучающихся категорически запрещаются.
80. Все поощрения и наказания обучающихся доводятся в трехдневный срок классным руководителем до сведения родителей.
81. Выступление обучающихся в защиту своих прав не может служить причиной негативного к ним отношения.
82. помещений Школы обязаны:
приходить на работу за полчаса до начала занятий, производить влажную уборку спортзала до начала уроков и после каждого занятия;
влажную уборку коридоров производить после каждого перерыва;
генеральную уборку производить в школе в последнюю субботу месяца;
охранять в гардеробе верхнюю одежду учащихся и учителей;
на протяжении рабочего дня директор школы может привлекать работников для выполнения других работ.
Уборщик территории школы обязан:
приходить на работу за полчаса до начала занятий;
производить ежедневную уборку территории двора.
ГЛАВА 8. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ШКОЛЫ
84. Имущество Школы составляет основные и оборотные средства, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе.
85. Школа осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных собственником.
86. Лоевский районный исполнительный комитет выделяет Школе необходимые ему строения и помещения, оборудование, инженерные коммуникации, которые находятся в оперативном управлении Школы.
87. Помещения Школы оборудуются необходимым учебно-наглядным оборудованием, инвентарем и эксплуатируются в соответствии с требованиями правил охраны труда и санитарных правил и норм.
88. Школа имеет помещения для проведения учебных и воспитательных занятий с учебным оборудованием, мебелью, инвентарем, помещения для педагогических и технических работников.
89. Педагогические работники, учащиеся и их законные представители в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за сохранность помещений и строений, учебно-наглядного оборудования и инвентаря Школы.
90. Школа имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность и оказывать платные услуги, необходимые для ее уставных целей, ради которых она создана, отвечающие этим целям и предмету деятельности Школы в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом полученные доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение Школы и учитываются на отдельном балансе.
91. Источники формирования имущества Школы:
финансирование из Лоевского районного бюджета;
доходы от хозяйственной деятельности;
благотворительные взносы от физических и юридических лиц;
иные источники, не запрещенные законом.
92. Оплата труда работников Школы осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 9. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЫ
93. Налоговый и бухгалтерский учет результатов деятельности, статистическую отчетность, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности Школы осуществляет государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Лоевского района».
94. Контроль за организацией образовательного процесса в Школе осуществляет инспекторская служба отдела образования, спорта и туризма Лоевского районного исполнительного комитета.
95. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности Школы проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с законодательными актами осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.
ГЛАВА 10. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ШКОЛЫ
96. Реорганизация и ликвидация Школы осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, как правило, по окончанию учебного года.
97. Реорганизация и ликвидация Школы осуществляется по решению учредителя.