Актуальность
Задача обеспечения эффективной занятости учащихся в субботний день в настоящее время является неотъемлемой составляющей деятельности образовательного процесса школы. Менее развитая по сравнению с городом инфроструктура села ограничивает спектр досуговой деятельности учащихся и обуславливает специфику воспитательной работы сельской школы .
В этих условиях в учреждении образования создаётся и функционирует общественный орган – совет школы – по организации и планированию шестого дня недели, в задачу которого входит организация шестого школьного дня таким образом, чтобы каждый ученик мог найти себе дело по душе. Именно поэтому главной задачей работы школы в шестой школьный день является организация разнообразных видов деятельности, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации.
Организованная таким образом деятельность в субботний день увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе. Работа школы в шестой день может дать положительный эффект по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений.
Цель программы: формирование единого воспитательного пространства в шестой школьный день, направленного на укрепление физического и нравственного здоровья, интеллектуального развития и личного становления учащихся.
Задачи:
- вовлечение учащихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование личной ответственности за своё поведение.
- развитие системы организованного досуга и отдыха школьников;
- организация помощи инвалидам, престарелым, ветеранам труда и войны;
- координация совместной деятельности школы с семьями, СЦКиД, сельской библиотекой;
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности, работа с родителями семей, находящимися в социально опасном положении, группе «риска».
Кадровое обеспечение проекта:
- классные руководители;
- фельдшер ФАПа;
- родители;
- учащиеся 5-9 классов
Ожидаемые результаты :
- удовлетворение разнообразных запросов детей;
- формирование у школьников нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, распространению курения в подростковой среде;
Этапы реализации программы:
Первый этап – организационный (август-сентябрь) – анализ состояния воспитательного процесса в субботний день, планирование, согласование планов, изучение потребностей и запросов учащихся.
Второй этап –деятельностный (октябрь- май)- координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап - итоговый (июнь) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа
Направления деятельности
Физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое
Задачи:
- оптимальный охват учащихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями;
- укрепление физического и психического здоровья детей, снижение уровня заболеваемости;
- воспитание навыков ЗОЖ.
Организационно-педагогические формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
- медико-санитарное просвещение;
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- спортивно-массовая работа;
- деятельность спортивных секций.
Экологическое и трудовое
Задачи:
- всю работу по данному направлению строить с учётом познавательных и профессиональных интересов школьников;
- осуществлять взаимодействие школы с базовым предприятием, семьёй и общественностью в организации труда учащихся;
Направления работы
- самообслуживание;
- охрана природы;
- работы по благоустройству;
- сбор вторичного сырья;
- шефская помощь ветеранам.
Формы работы: изготовление изделий, не предусмотренных программой по труду, конструирование, моделирование, выполнение заказов для школы и населения, уход за растениями, декоративно-прикладные работы, беседы, консультации по выбору профессии.
Туристическое и краеведческое
Задачи:
- воспитывать любовь к родному краю;
- прививать чувство принадлежности к белорусскому народу, ответственности за продолжение и честь своего рода.
Работа объединений по интересам
Задачи:
- проанализировав запросы учащихся, вовлечь наибольшее количество детей в работу объединений по интересам с учётом их познавательных интересов.
Работа с семьёй
Задачи:
- привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
- выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, семей, находящихся в социально опасном положении;
- способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка.
Формы работы : конкурсы, праздники, вечера, тренинги, консультации, беседы, встречи, диагностики.
Досуговая и воспитательная деятельность
Задачи:
- адаптация детей к современным условиям;
- организация общения детей;
- создание ситуации успеха для детей, находящихся в социально опасном положении..
Направления:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое.
Педагогическое сопровождение программы
Задачи:
- пропаганда в среде детей ЗОЖ и формирование жизненных навыков, обязательных для противостояния желанию употреблять алкоголь, сигареты, наркотики;
- взаимодействие с семьями, организациями ;
- уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям